17 мая Зенит (Санкт-Петербург) Торпедо (Москва) 1:0 (0:0)

«Зениту» в этой встрече нужна была только победа, и он ее добился. Однако успех дался совсем не просто.

Проблем с настроем на игру у зенитовцев не могло быть по определению. Кадровые проблемы (потеря Спивака и Хорака) мотивацию только усилили, и в итоге хозяева вышли на поле, как на последний бой. Эпизод, который произошел в дебюте встречи, стал в этом смысле знаковым: Ширл подал угловой, Мареш пробил, а Кирицэ втолкнул мяч вместе с Бородиным в сетку. «Торпедо» в плане жесткости по традиции не уступало, и скоро арбитру Егорову пришлось подзывать к себе капитанов команд, чтобы сделать внушение.

Когда первый дым сражения рассеялся, выяснилось, что по организации игры автозаводцы ничуть не уступают хозяевам. Тон их действиям задавал Семшов, который выводил в опасные прорывы то Ширко, то Лебеденко; активны были Зырянов и Будылин. «Зенит» же вел свои атаки в основном по левому краю, где мог похвастаться отлаженным взаимодействием чешский дуэт МарешШирл. В центре поля Игонин и Катульский неплохо отрабатывали в обороне, но не всегда успевали подключаться к нападению. Попытки посылать мячи в штрафную москвичей верхом также не проходили там в воздухе царил Йолович.

Как следствие, острые моменты у ворот соперников возникали в порядке строгой очередности. На неточный удар головой из выгодной позиции Кержакова подобной любезностью ответил Бугаев, «выстрел» низом все того же форварда «Зенита» таким же образом уравновесил Ширко. Самые опасные эпизоды произошли в концовке тайма, и опять у разных ворот. Сначала Будылин прекрасно пробил со штрафного, но угодил в самую крестовину. А потом Гартиг принял мяч после передачи Мареша на грудь, одним движением сбросил его на ногу и с лета пробил  гостей спасла только реакция Бородина.

Разочарованно выдохнувшие трибуны и подумать не могли, что именно два этих футболиста окажутся в центре всеобщего внимания после перерыва. К тому времени, правда, характер игры уже успел поменяться. «Зенит» прочно захватил инициативу и отчаянно рвался к воротам Бородина, «Торпедо» успевало отвечать лишь редкими контратаками. Одна из них, как это часто бывает, едва не закончилась голом. На 61-й минуте Ширко выкатил мяч под удар Семшову, но тот, находясь в полном одиночестве, с тринадцати метров поразил штангу.

Расплата за неточность наступила очень быстро. Центральный защитник хозяев Овсепян подхватил мяч в центральном круге и отправился в один из своих знаменитых индивидуальных проходов. На подступах к штрафной автозаводцы обезоружили его и собирались было начать ответную атаку. Но Бородин так неудачно выбил мяч, что угодил им в Лухвича. В возникшей суматохе лучше всего сориентировался неутомимый Гартиг — как ни старался голкипер исправить свою ошибку, помешать удару чешского нападающего он не сумел. 1:0.

Наставник автозаводцев Сергей Петренко сделал все, чтобы отыграться, выпустив на поле третьего нападающего — Аристархова. Больше того, «Торпедо» создало несколько опасных моментов и даже гол забило — судьи не засчитали его из-за офсайда. И все же чувствовалось — «Зенит» этот матч уже не отдаст. После финального свистка Властимил Петржела обнимался с помощниками так, как будто выиграл самую главную встречу своей жизни.

А игроки вдруг легли на газон и... сделали по семь отжиманий — по количеству голов, пропущенных в Петровском парке. «У нас принято, что после «двусторонок» проигравшая команда отжимается, — пояснил корреспонденту «Советского спорта» один из героев встречи — Саркис Овсепян.  Этим как бы в игре ставится точка. Мы и решили таким образом поставить точку на истории с «Динамо». Теперь можем с чистой совестью смотреть в глаза болельщикам».

 

Предметом обсуждения на встрече тренеров с журналистами стал гол, забитый зенитовцем Гартигом при участии москвичей Бородина и Лухвича. К чести наставника гостей Сергея Петренко, он нашел в себе силы отнестись к этому эпизоду с юмором.

Сергей ПЕТРЕНКО, главный тренер «Торпедо»:

— Игра получилась равной и обоюдоострой. С нами же во втором тайме произошел несчастный случай. Будем считать, что это наш подарок Петербургу к трехсотлетию (смех и аплодисменты в зале).

— Почему вы заменили Семшова?

Семшов был заменен не потому, что плохо играл. По ходу игры возникла необходимость усилить атаку, и мы выпустили третьего нападающего.

Властимил ПЕТРЖЕЛА, главный тренер «Зенита»:

— После провала в матче с «Динамо» нам оставалось только одно  выигрывать. Рад, что мальчики старались, бегали, но и соперник сыграл здорово.

— На ваш взгляд, Гартигу просто повезло или он честно заработал свой гол?

— Судя по тому, как Лукаша провожали трибуны, абсолютно честно.

Владимир Рауш из Санкт-Петербурга
(«Советский спорт»)

 

В перерыве матча "Петровский" чествовал известного питерского арбитра Анатолия Иванова, которому как раз в этот день исполнилось 75 лет. Однако даже никогда не лезущему в карман за словом юбиляру, который на ЧМ-78 в Аргентине, напомню, в отсутствие сборной страны достойно представлял советский футбол, было бы сложно точно определить, насколько глубоким оказалось состояние шока футболистов питерского клуба после унизительных 1:7 в Петровском парке.

Тот же вопрос всю минувшую неделю - от субботы до субботы - задавали себе все неравнодушные к судьбе "Зенита" любители футбола, проведшие данный отрезок времени в тревожном ожидании. Хотя Виталий Мутко после злополучной игры с "Динамо" и поспешил заверить поклонников клуба, что "ничего страшного не произошло, мы потеряли всего лишь три очка", реплика эта мало кого убедила.

Да о чем говорить, если сам президент "Зенита" в течение обоих таймов поединка с "Торпедо" в нечеловеческом напряжении метался по узкому загончику VIP-ложи "Петровского", а после финального свистка выглядел человеком, с плеч которого свалился огромный камень. Неуловимо "выправили осанку" и выглядевший внешне невозмутимым главный тренер питерцев Властимил Петржела, и все члены его штаба, и сами футболисты, не говоря уже о поклонниках команды.

Последние - после первого тоста в честь победы любимой команды - вполне могли субботним вечером в любом из переполненных "сине-бело-голубыми" кабачков Петроградской стороны выпить вторую стопку и за самих себя. 16 тысяч болельщиков, махнувших рукой и на злополучные 1:7, и на надоедливые майские дожди, не просто пришли на стадион - они тщательно подготовились именно к этой игре. Красивый многометровый баннер "ВЕРИМ" удачно дополнялся маленькими, торопливо сделанными плакатиками с аналогичным текстом.

Заполненный более чем на две трети "Петровский" не смолкал ни на секунду, начав со старательных аплодисментов после объявления диктором фамилии Чонтофальски ("парня поддержать нужно - такое раз в жизни бывает"). А когда матч закончился, трибуны и вовсе разразились восторженной овацией в адрес любимой команды, устроившей после заключительного свистка нижегородского арбитра Егорова победно-извинительные отжимания прямо на поле!

ГЛАЗА ГОРЕЛИ ДАЖЕ У ДУБЛЕРОВ "ЗЕНИТА"

В чем же именно "Зенит" превзошел "Торпедо", которое после неожиданного фиаско в Казани также стремилось реабилитироваться в глазах своих поклонников? Прежде всего - в настрое.

Еще накануне граничившее с одержимостью рвение прямо-таки читалось на лицах резервистов "Зенита", которые, по сути, уничтожили (4:0) дубль "Торпедо", лидирующий в своем чемпионате. "У них горели глаза, они хотели выиграть, а у вас..." - гневный окрик наставника торпедовского дубля Сергея Агашкова был прекрасно слышен даже в коридоре стадиона в Коломягах. Отмечу, что председатель совета директоров "Торпедо" Владимир Алешин, проявив тонкое понимание футбола, зааплодировал голу в ворота своей команды (!) - настолько хорош был удар "ножницами" 20-летнего форварда Астафьева.

На следующий день без тени сомнения пошел в бой и основной состав "Зенита". Умного комбинационного футбола на тяжелом газоне ("На таких полях приходится вести мяч не стопой, а коленом - вот в чем проблема", - точно заметил по этому поводу после игры главный тренер "Торпедо" Сергей Петренко) "Петровский" в исполнении своих любимцев, правда, вновь не увидел, зато яростно бросавшиеся даже за безнадежно уходящим за бровку мячом питерцы почти в каждом игровом эпизоде на такт опережали своих оппонентов.

В центре поля, где москвичи имели численный перевес в одного полузащитника, у хозяев мало что получалось. Тот же Игонин играл по-капитански самоотверженно, но с непривычной ролью распасовщика справлялся тяжеловато. Зато на флангах "Зенит" разгулялся вволю. Ширл слева выглядел активнее Зырянова. А на противоположном фланге для Будылина, запомнившегося разве что мощным ударом на 37-й минуте после розыгрыша свободного (мяч врезался почти в крестовину ворот Малафеева и отлетел далеко в поле), неприятным откровением стали частые подключения в атаку румынского защитника Кирицэ (он пробился в основной состав после травмы Горака, которую он сам же ему случайно и нанес).

К этой же бровке часто смещался в поисках мяча и задергавший защитников рывками Гартиг: он создал первый неплохой момент для Кержакова уже на 20-й минуте. Но форвард сборной России из непростого положения головой пробил мимо пустых ворот.

ГАРТИГ ЧЕСТНО ЗАРАБОТАЛ СВОЙ КУРЬЕЗНЫЙ ГОЛ

"Гартиг, проделавший сегодня громадный объем полезной работы, честно заработал свой мяч, пусть он и получился немного курьезным", - подчеркнул Петржела после матча.

Роковой для "Торпедо" и предрешивший судьбу матча эпизод произошел на 62-й минуте, когда после лихого рейда Овсепяна в чужую штрафную мяч отскочил к Бородину. Воспитанник питерского футбола, бывший зенитовец явно не совладал с эмоциями. Вместо надежного удара в сторону трибун он решил что было силы вынести мяч низом по центру - и угодил в ноги стоявшего в нескольких метрах Лухвича. Капитан "Торпедо", естественно, ничего подобного не ожидал - и его попытка увернуться оказалась неудачной. Зато дежуривший рядом Гартиг бросился к неожиданному подарку, словно голодный волк. И с такой яростью пробил по бесхозному мячу, что буквально "прошил" выставленные руки Бородина. Проштрафившийся вратарь успел-таки догнать влетающий в ворота мяч, но уже за линией. "Конечно, это "мой" гол, я допустил в этом эпизоде грубую ошибку", - честно признал Бородин в послематчевом разговоре с корреспондентом "СЭ".

Гол в ворота москвичей был для них вдвойне обидным, ведь ровно за две минуты до этого необычно малозаметный Семшов после удобного паса Ширко плотным ударом сотряс стойку ворот Малафеева.

Но даже в такой ситуации торпедовцы не собирались сдаваться. Петренко в концовке пошел ва-банк, выпустив на поле третьего форварда - Аристархова. Мог забить Ширко, но под его разящий удар на 86-й минуте бросился почти "однофамилец" - Ширл. Впрочем, даже пресловутого навала гости изобразить не смогли. Скорее "Зенит" был ближе к своему второму мячу, но Бугаев успел толчком в спину свалить на газон Кержакова в считанных сантиметрах от линии штрафной.

Накал страстей (Егоров показал в матче восемь "горчичников", семь из которых пришлись на первый тайм, и вполне мог этим не ограничиться) не стихал до последних секунд матча. Но "Зенит" вполне уверенно контролировал ход встречи и победу упускать явно не собирался. Заключительный свисток Егорова - и бледный Петржела заключает в крепкие объятия своего ассистента Владимира Боровичку. А проведший на поле считанные секунды Аршавин вместе со своими товарищами, к неописуемому восторгу трибун, вспоминает старую армейскую поговорку: "Упал - отжался".

Сергей ПЕТРЕНКО, главный тренер "Торпедо":

- Игра получилась равной и обоюдоострой. А пропущенный нами мяч - это несчастный случай. Впрочем, можно считать его нашим подарком к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга (хохот и аплодисменты в зале).

Властимил ПЕТРЖЕЛА, главный тренер "Зенита":

- Думаю, не надо объяснять, сколь важно было для нас непременно выиграть эту встречу. Поэтому я очень доволен и результатом, и самой игрой, тем более что и наш соперник выглядел достойно.

Александр КУЗЬМИН из Санкт-Петербурга
(«Спорт-Экспресс»)

 

Hosted by uCoz