9 марта ЗЕНИТ ТОРПЕДО - 0:0

Вторую субботу подряд в Питере царила футбольная лихорадка. Можно было предположить, что стартовая победа «Зенита» в чемпионате добавит энтузиазма и без того пребывающим в приподнятом настроении его болельщикам, но увиденное превзошло все ожидания. Уже за полтора часа до игры от прилежащих к «Петровскому» станций метро «Василеостровская» и «Петроградская» трамваи и троллейбусы отходили с черепашьей скоростью, боясь стряхнуть гроздьями висящих на подножках людей. Самодельные сине-голубые зенитовские флажки по цене 15 тысяч рублей за штуку шли у подсуетившихся по случаю футбола старушек на «ура». И пусть не все любители футбола после женского дня выглядели бодрыми, атмосфера футбольного торжества ощущалась явственно. Трибуны оказались практически заполненными уже за полчаса до начала матча, и зрители в предвкушении зрелища запустили пробную волну, совершившую четыре полных оборота по периметру «Петровского».

Однако чем меньше времени оставалось до 16.00, когда должна была начаться игра, тем тише становился гул трибун. Газон стадиона оставался пустым и за 20, и за 10, и даже за 5 минут до начала матча. Хотя ничто вроде не мешало его проведению: осмотрел и остался доволен состоянием поля инспектор Василий Белоусов, энергично размялись судьи, да и «Зенит» давно был в полной боевой готовности. Все необходимое, словом, было в наличии. Все, кроме торпедовцев.

Тем временем исполнительный директор «Зенита» Виктор Сидоров и директор стадиона Богдан Оганов держали непрерывную связь с питерским аэропортом Пулково. Поступающие оттуда сведения были весьма противоречивыми: «Вылетели из Москвы», «Не вылетели из Москвы», «Приземлились в Пулкове», «Отправлены на запасной аэродром». Обычная и неизменная для России постпраздничная неразбериха. Лишь за четверть часа до официального начала матча поступила информация, что чартерный ЯК-40 с московскими футболистами на борту приземлился-таки, невзирая на туман, в Пулкове, и «Торпедо» на всех парах спешит на стадион.

Появились на нем москвичи в 15.56, и их представитель немедленно отправился в судейскую, где состоялось короткое, но чрезвычайно бурное совещание. «Торпедо» испрашивало 45-минутную отсрочку, а тренер «Зенита» Лев Бурчалкин настаивал на немедленном выходе на поле. Инспектор Белоусов, выслушав доводы обеих сторон, отложил игру на полчаса.

Едва в 16.20 из подтрибунного туннеля показалась белокурая голова шедшего первым Сергея Шустикова, как истомившийся в ожидании на холодном ветру стадион разразился оглушительным свистом. В накалённой атмосфере всеобщего недовольства ни в чем не повинные торпедовцы сделали единственно правильный шаг: выстроившись в центральном круге до символической разминки, они тепло поприветствовали трибуны, которые немедленно сменили гнев на милость.

А наставник москвичей Валентин Иванов, чье появление на бровке осталось незамеченным, выглядел перед игрой непривычно потухшим и усталым. «Все эмоции оставил там, в Быкове, — печально сказал Валентин Козьмич. — Четыре часа подряд нас то усаживали в самолет, то вновь откладывали вылет. Да и в полете мы толком не знали, где предстоит садиться. Что-то совсем в последнее время нам не везет: всяческие беды и напасти с разных сторон одолевают».

Но стоило начаться игре, как тренер «Торпедо» предстал перед петербуржцами в своем обычном облике: энергично жестикулируя, Иванов метался вдоль бровки, требуя от своих подопечных усиления игры. Тем более что складывалась она поначалу явно не в пользу «Торпедо». Первый голевой момент был создан у ворот Пчельникова, когда капитан «Зенита» Кулик из сложного положения головой подрезал мяч в дальний угол. Пчельников не шелохнулся, но мяч пролетел в полуметре от правой стойки его ворот. Вскоре после этого свой шанс упустил молодой Зубко. В активе же москвичей за весь первый тайм оказался единственный удар Прокопенко. В пассиве  бесчисленные фолы в обороне. Особенно защитники не церемонились с Куликом, раз за разом укладывая того на газон, — благо арбитр Чеботарев, исправно назначая штрафные, к более решительным санкциям прибегнул лишь однажды, показав «горчичник» Востросаблину.

Перерыв между таймами явно пошел на пользу москвичам. Во всяком случае, начало второй половины осталось за ними. Разыгрался Шустиков, все чаще и чаще выверенными передачами бросавший в опасные прорывы своих партнеров, на левом фланге проснулся Смертин, нередко переигрывавший как противостоявшего ему Боброва, так и страховавшего того Бокова. Очень удачно вошел в игру вместо малозаметного Камольцева полузащитник Борисов. Он успевал отработать и в обороне, и в атаке, прекрасно подыгрывая Шустикову. Гол назревал и на 65-й минуте едва не был забит. Но не «Зениту», а «Зенитом». Хозяевам удалась стремительная атака по левому флангу, после чего в неимоверной свалке у торпедовских ворот по ним поочередно били Кулик, Попов и Хомуха, но всякий раз на пути мяча оказывался защитник, а последний удар намертво забрал Пчельников.

Ответ «Торпедо» был подобен фехтовальной контратаке: перегруппировка, выпад, укол. Питерская защита оказалась к этому абсолютно не готовой: скопившись в полном составе в правом углу штрафной, она безучастно наблюдала, как Шустиков готовится разобраться с одиноким Березовским на противоположном углу.

Известно, что торпедовский капитан обычно крайне неохотно бьет по чужим воротам, предпочитая ассистировать партнерам. Возможно, именно отсутствие должной «ударной» практики Шустикова и подвело: до ворот было метров восемь, а Березовский уже пластался на газоне, но... На онемевших трибунах было отчетливо слышно, как мяч сочно, со звоном, врезается в перекладину и отлетает далеко в поле.

А после этого игра как-то враз успокоилась. Присмиревшие болельщики взревели еще лишь однажды, когда Садырин выпустил на поле (правда, поздновато) «питерского Марадону»  Матвеева. Тот успел все же совершить пару фирменных рейдов в штрафную, но его партнеры к тому времени, как, впрочем, и торпедовцы, уже окончательно смирились с ничьей.

Александр КУЗЬМИН, Сергей СТРУНИН,
Сергей КУЗНЕЦОВ
(фото) из Санкт-Петербурга
(«Спорт-Экспресс»)

 

ИГРОК  МАТЧА

Версия «СЭ»

Сергей ШУСТИКОВ, полузащитник «Торпедо»:

Конечно, мне и моим партнерам было очень нелегко настроиться на игру. Ведь не то что потренироваться, даже размяться толком мы уже не успели. Да и в самолете понервничать пришлось изрядно. Говорю то не в плане оправдания. В конце концов мы — профессионалы и должны играть в любых условиях. Просто в силу всех этих перипетий перед матчем первый тайм удался нам хуже, чем второй. После перерыва, считаю, мы смотрелись получше. Могли бы и победить.

Забей вы в середине второго тайма из стопроцентной голевой ситуации?..

— Я успел заметить, что Березовский бросился навстречу, перекрывая нижний угол, и решил бить верхом. Не рассчитал каких-то сантиметров. Обидно.

Большую часть матча вас (и довольно жестко) опекал Попов. Сказалось ли это на вашей игре?

— Я в принципе привык, что против меня кто-то действует персонально. Такова участь диспетчера. Поэтому особых проблем не испытывал.

 

ПОСЛЕ МАТЧА

Олег КОРНАУХОВ, полузащитник «Торпедо»

Вам пришлось опекать Зубко, который и выше, и физически мощнее вас. Тяжело было?

— Не особенно. Признаться, мы перед игрой опасались Зубко, учитывая его скоростные качества. Но, как мне показалось, игра у него не пошла.

Может быть, потому, что неплохо сыграли вы?

— Хотелось бы думать, что это именно так.

 

Денис ЗУБКО, нападающий «Зенита»

Судя по всему, вы элементарно перегорели перед игрой, не так ли?

Согласен с вами. А виной тому дурацкая, другого слова и не подберу, ситуация с задержкой игры. Нет ничего хуже, когда ты, уже настроенный на игру, вынужден вновь отправляться в раздевалку. Получасовая пауза показалась бесконечной. После нее вновь собраться оказалось делом непростым.  Лично мне это так и не удалось.

 

Марат МАХМУТОВ, защитник «Торпедо»

Сложно ли было играть против Кулика?

— Безусловно. Но в то же время интересно. Думающий, острый, резкий форвард. Пришлось работать.

И как оцениваете итог вашей дуэли?

— Полагаю, 50 на 50. Несколько раз ему меня удалось переиграть. Но, с другой стороны, забить-то ни Кулик, ни его партнеры не смогли, а значит, мы, защитники, свою работу сделали неплохо.

Как вам «Зенит» дебютант высшей лиги?

Поднаберутся опыта  попортят нервы многим фаворитам, это точно. Может быть, уже в этом сезоне.

 

Дмитрий БЫСТРОВ, защитник «Зенита»

Лично вам играть с московским «Торпедо» не в диковинку. А вот некоторых молодых зенитовцев, похоже, сковывало излишнее волнение?

— Да. И от него им очень непросто будет избавиться. Полагаю, нам, чтобы окончательно адаптироваться в высшей лиге, потребуется провести несколько игр. И прежде всего  на выезде.

Каким образом вся зенитовская защита в момент, когда Шустиков пробил в перекладину, оказалась на правом фланге?

— Мы допустили несколько ошибок подряд. В возникшей неразберихе сразу несколько человек бросилось к владевшему мячом сопернику, а на находящегося справа Шустикова никто внимания не обратил. Повезло.

А если бы пропустили?

— Отыгрываться всегда непросто, тем более с таким соперником, как «Торпедо». К тому же поле было заметно хуже, чем во время первого матча с «КАМАЗом», что сразу сказалось на качестве игры.

 

Валентин ИВАНОВ, главный тренер «Торпедо»:

Еще после прошлого сезона я говорил, что если мы сумеем приобрести недостающих «Торпедо» футболистов — двух форвардов и центрального защитника, то сможем реально бороться в нынешнем чемпионате за место не ниже пятого. Увы, достойно укрепиться нам не удалось. А это привело к тому, что в линии обороны сейчас играют совсем молодые ребята  Махмутов, Корнаухов, которые допускают пока немало ошибок. Намного опытнее наш либеро Востросаблин, но класс и его игры не слишком высок.

Вместо атакующего хавбека Панферова вы сегодня выпустили тяготеющего к обороне Мурашова. Почему?

— Объяснение тому простое. Панферов не справился с поставленной задачей в стартовом матче с «Уралмашем», а потому не попал сейчас даже в число запасных.

Торпедовская «разведка» на первом матче «Зенита» неделю назад облегчила вашу задачу?

— Несомненно. Мы получили исчерпывающую информацию о сильных и слабых сторонах соперника. Единственное, к чему оказались не совсем готовы, что «Зенит» применит тактику длинных передач. У нас же долгое время не складывалась игра в середине поля. Второй тайм начали хорошо, а затем взаимодействие вновь разладилось. Считаю, обе команды имели равные шансы победить.

 

Павел САДЫРИН, главный тренер «Зенита»:

Получасовая задержка, безусловно, оказалась для нас совершенно некстати. Практически готовые к матчу, мы вынуждены были отсиживаться в раздевалке. Отсюда излишняя нервозность. Не ожидал от «Торпедо» столь жесткой игры с обилием фолов. К сожалению, адекватной оценки со стороны судьи Чеботарева действия торпедовцев не получили.

У вас есть конкретные претензии к судейству?

— Нашего капитана Кулика, например, сбивали раз за разом, но лишь однажды судья показал желтую карточку. А в том эпизоде, когда Хомухе в штрафной заплели ноги, считаю, однозначно надо было давать 11-метровый. По моему мнению, судейство Чеботарева не соответствует уровню высшей лиги, а потому очень бы не хотелось, чтобы этот краснодарский арбитр обслуживал в дальнейшем матчи «Зенита».

Несмотря на нулевой исход, игрой своей команды вы, похоже, остались довольны?

— Меня удовлетворила самоотдача всех без исключения игроков. Для нас встреча с такой командой, как «Торпедо», стала серьезным испытанием. Сам же матч доставил зрителям удовольствие, ибо держал их в напряжении все 90 минут.

 

 

Hosted by uCoz